Анапский маяк

Что посмотреть в Анапе

Почти на тридцать километров виден в открытом море свет Анапского маяка. Для туристов это одна из достопримечательностей Анапы, магнит или открытку с видом которой можно увести из отпуска домой. Но для жителей города — это часть истории Анапы! А для тех, чья работа связана с морем, маяк – символ безопасного берега. Сегодня мы расскажем об Анапском маяке, пожалуй, самом известном символе города — курорта.

анапский маяк фото наши дни
Анапский маяк и набережная
  • Год постройки: 1909 (первая башня), 1955 (вторая башня)
  • Высота центрального огня над уровнем моря: 43 метра
  • Высота башни: 21 метр
  • Адрес: г. Анапа, улица Крепостная, 2/3
  • Свет огня: красный
  • Дальность действия: 18,5 мили (29,77 км)

Анапе нужен маяк!

Место, на котором находится Анапский маяк, не всегда было центром Анапы. С античных времен Анапский мыс был стратегической точкой обороны поселения. В начале девятнадцатого века небольшой поселок на берегу Черного моря начинает активно развиваться, и уже в двадцатом веке Анапа станет главной союзной здравницей, а после – популярным курортом. А пока на берегу не появились отели и санатории, на месте маяка был крепостной вал. С высокого берега и сегодня округа просматривается на десятки километров, не мудрено, что именно здесь удобно было поставить сигнальную башню.

Анапская набережная: что посмотреть, куда сходить, что нужно знать

С вхождением Таманского полуострова в состав Российской империи Анапа расцвела. У берега началось активное судоходство, и необходимость в маяке назрела как никогда. «Отсутствие освещения препятствует развитию судоходства и края в целом» — писал ещё в 1874 великий князь М. Н. Романов (наместник на Кавказе) своему дяде — великому князю Константину Николаевичу, который занимал должность Морского министра Российской Империи.

вход в анапский маяк и табличка
Территория маяка — режимный объект, попасть туда могут только работники

По указанию министра был разработан план по возведению маяков на всех морях юга России. По плану постройка маяка на Анапском мысе была запланирована на 1876 год. Новый Анапский маяк должен был обозначать мыс и ограждать проходящие суда от попадания на отмели и рифы в акватории мелководной Анапской бухты.

Однако, в 1877 году началась очередная война с Турцией. Военная компания перечеркнула все планы навигационной службы, и о строительства Анапского маяка пришлось забыть, но только на время. Не дали замести под сукно постройку такого важного для города здания сами жители Анапы. В мае 1881 года в канцелярию Морского министерства пришло воззвание горожан, в красках описывающее их невзгоды:

Гибель судов и людей в Анапской бухте в ночное время случается исключительно по неосвещению берегов. От этих бедствий страдает торговля и каботажный промысел, что отражается неблагоприятно на экономическом быту населения, почему мы, уполномоченные городским населением, повергаем перед Вашим Императорским Высочеством почтительнейшую просьбу, осчастливьте нас повелением об ускорении в Анапе постройки маяков

Письмо жителей Анапы в дирекцию Морского министерства (1881 год)
анапский маяк дореволючицонная лоция
«Анапский мыс невысок, но обрывист, и утесы его к морю белые»
Лоции Черного и Азовского морей (1903 г.)

Керосиновая лампа и «Шведская мигалка»

Казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки, но до строительства полноценного маяка было еще далеко. В 1886 году был установлен лишь временный портовый огонь, так как на строительство положенного по штату полноценного каменного маяка средств у Дирекции не было. Временный огонь представлял собой керосиновую лампу на деревянных козлах в срубленной из бревен башенке.

Через двенадцать лет — в 1898 году — керосиновую лампу заменили настоящим чудом инженерной мысли – ацетиленовым фонарем конструкции Густава Делена от шведской фирмы AGA. Такая конструкция в России той поры незатейливо называлась «шведская мигалка». Деревянную башенку обновили и сделали выше, поэтому именно 14 июля 1898 года считается официальной датой основания Анапского маяка, но дата эта условна, так как до начала постройки здания было еще 9 лет.

«Для перевозки табаку и хлеба»

Близость Анапы к плодородным землям Кубанской губернии, позволяла развивать каботажное плавание, но отсутствие маяков и огней вдоль берега мешало активному судоходству и торговле. Поэтому процесс строительства решили ускорить. В сентябре 1903 года Дирекция маяков Черного и Азовского морей направила городскому старосте Анапы отношение:

Для нужд мореплавания морским ведомством предполагается построить в городе Анапе маяк второго разряда с жилым домом и необходимыми службами, для чего потребуется участок земли мерою около 6000 квадратных саженей. Дирекция просит Вас, милостивый государь, не оставить ее уведомить — не признает ли городское управление возможным ввиду той пользы, какую может принести проектируемый маяк для мореплавания вообще и для Анапского порта в особенности, уступить вышеуказанный участок в пользование морского ведомства безвозмездно.

Однако, на выбранном в Дирекции участке городское собрание уже запланировал обустроить сквер для прогулок (сегодня это сквер в районе склепа Героон), поэтому Дирекции предложили построить маяк на самом мысе. Такое решение устроило все стороны. В октябре 1906 года был утверждён строительный проект, а на саму постройку выделили деньги – почти 50 000 рублей. Руководить строительством доверили инженеру А. Евстигнееву. Под его началом работы закончили всего за полгода: башня и постройки вокруг строились с марта по август 1909 год.

анапский маяк фото 1910 год
Анапа. Маяк, около 1912 года

В октябре 1909 года в Циркуляре Главного гидрографического управление Морского министерства появилось сообщение о начале работы Анапского маяка. Поэтому официальной датой ввода маяка в строй считается 20 октября 1909 года. Маяк был оборудован сигнальным фонарем типа «Eclair» (Молния) производства французской фирмы фирмой «Barbier, Benard & Turenne» (BBT). Диаметр осветительной конструкции составлял 3 метра. Фонарь давал вспышку каждые 10 секунд за счет сгорания паров керосина.

В г. Анапа, на юго-западной его окраине, закончена постройка Анапского маяка, и с 20 октября на нем открыто освещение. Маяк имеет вид белой четырехгранной каменной башни с двухэтажным жилым домом. Маячный аппарат 2-го разряда с керосинокалильной лампой. Проблесковый, дающий проблески продолжительностью в 2 секунды через темные промежутки в 8 секунд. На близком расстоянии между проблесками виден слабый свет. Высота огня 132 фута над уровнем моря и 55 футов от основания башни. Математический горизонт 13,2 мили.

Циркуля Главного гидрографического управление № 309 от 24 октября 1909 года
Barbier, Benard & Turenne фирма
Шильда с одного из фонарей компании «Barbier, Benard & Turenne» (BBT)

Анапский маяк — достопримечательность Анапы

Первым смотрителем маяка был отставной капитан Леон Сулейманович Сулькевич. Он с семьей, как и другие служащие, жилили в двухэтажном доме примыкавшем к маячной башне. Также на территории возле находились и другие здания – погреб и склад с бочками под керосин, здание конторы, хозяйственные постройки. Несмотря на неказистую территорию возле, маяк сразу стал «визитной карточкой» Анапы.

Горожане любили прогуливаться по обрывистому берегу, а сам маяк вмиг появился на фотографиях с видами курорта. Даже сейчас на электронных аукционах можно найти хорошо сохранившиеся чёрно-белые и цветные (ретушированные) открытки с видами Анапы со стороны пляжа Высокий берег с Анапским маяком в центре кадра.

Пляж высокий берег в Анапе: что посмотреть, как добраться, цены и отзывы

Разрушить и восстановить

Внимательный читатель уже заметил, что изначально маяк был четырехгранной башней, но сейчас это восьмигранное строение. Дело в том, что первый маяк был разрушен во время Великой Отечественной войны. В августе 1942 года вермахт начал операции по захвату Черноморского побережья. После эвакуации персонала командование обороны города решило взорвать Анапский маяк, но советские войска этого сделать не успели. Маяк взорвали немцы уже во время отступления из Анапы. В сентябре 1943 года Анапский маяк был разрушен несколькими сильными взрывами.

Однако это не помогло фашистам. Во время операции по освобождению города под огнем противника матросы черноморской гидрографической службы оборудовали временный сигнальный пост из деревянной вышки и ацетиленового фонаря. Это помогало судам наступающего советского флота теснить врага и дальше. После войны восстановление Анапы шло с трудом. До 90 процентов каменных домов и построек центральной части города были разрушены. Деньги на восстановления маяка выделили только в середине пятидесятых.

Новое здание было построено в 1955 году. Это красивая восьмигранная башня из кирпича белого и черного цвета, которым выложены полоски, её высота 21 метр. Сам же светооптический аппарат находится на высоте 43 метров над уровнем моря. В дореволюционном маяке фонарь находился почти на 4 метра ниже. К тому же, помимо светового сигнала современная аппаратура позволяет подавать радиосигнал, что значительно расширяет диапазон работы маяка. Маяк – один из символов Анапы, поэтому за его внешним видом следят и при необходимости ремонтируют.

Анапский маяк – не просто символ города, а свидетель непростой истории Анапы. Надеемся, прогуливаясь рядом, вы вспомните о тех людях, которые строили, защищали и восстанавливали Анапский маяк, а он в ответ подмигнет вам своим красным светом!

Поделиться с друзьями
Анна Наринская

Путешественница, журналистка, автор портала «Welcome Анапа»

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Экскурсии в Анапе от Welcome Anapa!
Добавить комментарий

  1. Алиса

    Большое спасибо за статью, очень интересно, как будто на экскурсию сходила!

    Ответить
    1. Анна Наринская автор

      Толи еще на экскурсии будет, обязательно приходите как будете на отдыхе, мы скоро опубликуем список экскурсий от нашей команды

      Ответить
  2. Галина

    Очень интересная статья, сколько раз была в Анапе, а про маяк только сейчас подробно прочитала

    Ответить
    1. Анна Наринская автор

      Спасибо, приятно получать такие отзывы за свою работу

      Ответить